В прошлом году меня на Gamer Live не было. Знал о фестивале кое-что из новостей, какой-то материал набирал сам, когда готовился к поездке. Что там увижу, представлял с трудом. Понимал, что соберутся люди играющие. Но кто они, на кого больше похожи — на гиков из «Теории большого взрыва» или футбольных болельщиков — вопрос.
Как оказалось, волновался не только я. Организаторы форума — социальная сеть Gamer.ru объявили сухой закон, а также составили насыщенную программу. При всем желании успеть на каждое мероприятие было невозможно, не говоря уже про самодеятельность. Впрочем, зря волновались. Аудитория оказалась очень достойной.
Сам форум Gamer Live проводился во второй раз. Год назад, по словам очевидцев, он больше походил на корпоратив. Пара десятков читателей Gamer.ru, пара pr-менеджеров, столько же журналистов. В общем, событие совсем не федерального масштаба. И все совсем иначе в этом году.
ПЕРВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Москва, 26 августа. Точка сбора на бетонной площадке перед унылым наследием советского структурализма — музеем-панорамой «Бородинская битва». В шесть утра, как раз к рассвету, на немногочисленных скамейках уже восседают питерские. Плацкарты северной столицы в столицу федеральную приходят рано.
К девяти начинают подтягиваться москвичи.
Нахожу ребят из Петрозаводска, есть один из Донецка. Зовут Иваном, билет с Украины до российского Царь-града стоил ему семь тысяч рублей. В два раза меньше сама путевка на фестиваль. Когда в группе речь заходит о Starcraft, у парня зажигаются глаза, другие темы отметаются, начинается жаркое обсуждение стратегий, тактик, юнитов, скорости кликов. Я отхожу — для меня это птичий язык — зато Ваня находит собеседников под стать себе.
Собственно, для этого и был организован форум или, как его еще называет Светлана Круцких, один из организаторов события, «лагерь для геймеров». Большинство игроков вживую никогда не встречались, знают друг друга только по никам и аватаркам. Тут все наоборот. Ники почти сразу уступают место именам или новым кличкам, придуманным на ходу.
В основном ребята, девчонок мало. Средний возраст редко превышает 18-20 лет. Первое ощущение, будто попал на первый курс. Такая же атмосфера. Все сразу же кучкуются по интересам, любимым играм, общим темам. Одна девчонка постоянно ходит между групп и машет то ли деревянным, то ли пенопластовым мечом.
В десять, после переклички, раздачи бейджиков и пакетов участников всех рассаживают по автобусам: геймеров в большие эскурсионные тарантасы, прессу с комьюнити-менеджерами в компактные автобусы Мерседес. Пункт назначения — Музей танковой техники в Кубинке (64 километра от Москвы).
ПРИБЫТИЕ
— Мне сказали, что вы все тут специалисты по танкам.
Экскурсовод, бодрая бабуля в фиолетовой футболке, тормошит сонных геймеров уже на полигоне.
— Вы тоже гоняете в WoT? — оживляются игроки.
— Нет, я гоняю по музею.
Следующий час проходит под стягом «кто больше знает про танки». Побеждает экскурсовод.
На фоне немецких танков один из геймеров просит меня его сфотографировать. Зовут Димой. Как только отходит экскурсовод, он сам продолжает экскурсию. Конечно, про немецкие самоходные орудия он знает меньше, но все равно хорошо ориентируется в теме, в немецких танках.
— Откуда? — спрашиваю я.
Он с хитрецой улыбается:
— Год как играю в World of Tanks.
К пансионату «Солнечная поляна» мы подъезжаем только ко второй половине дня. Все сразу разбегаются по номерам — класть вещи, а потом сразу на репетицию: на торжественном открытии форума каждый клан должен представить свою сценку.
Кстати, о кланах.
Чтобы хоть как-то сгруппировать геймеров, было решено собрать их в команды — кланы. Участие в состязаниях между командами приносит очки. По результатам всех игр должен выявиться клан-лидер.
Подобный челлендж сразу же разделил аудиторию на соответствующее число кланов — семь штук. Поскольку распределение было сугубо добровольным и началось задолго до самой поездки — почти все кланы успели написать сценарии к выступлению. Исключением был клан «Геймдев», который почти на ходу придумал историю про злых издателей и прессу, которые не дают разработчику спокойно делать игры. Учитывая, что в клане кроме прессы и PR-менеджеров был только один разработчик, чувствовалась какая-то скрытая самоирония.
Битва за первое место в турнирной таблице началась именно с этих выступлений. За каждое из них жюри, словно в КВН, выставляла оценки. Дальше шла уже неофициальная часть с ужином, дискотекой и конкурсом для геймеров.
ВТОРОЙ ДЕНЬ
— Подъем на необязательную часть программы! Подъем!
Красивая девушка Женя, она же организатор форума, поднимает весь пансионат ровно в девять утра. Сонные, недовольные, вовсе не стремящиеся попасть на мастер-классы геймеры, потягиваясь, вываливаются из номеров.
— Ну что за необязательная часть, если поднимаю в такую рань, — жалуется одна геймерша другой.
Не встать, действительно, трудно. Женя говорит громко, бьет по двери кулаком. Она же ведет самых активных на зарядку.
Мастер-классы одновременно начинаются в одиннадцать. Правда, мастер-классами в полном смысле слова их назвать сложно. Из тех шести, что прошли в пансионате за два дня, под определение строго подпадает лишь один — мастер-класс Ивана Смирнова из RealTime school про то, как создать концепт игрового персонажа. Остальное — чистый фан, вроде лекции Андрея Белкина (автора знаменитых строк «Аудитория настолько тупа, что схавает даже такую х##ню») про тернистый путь от «геймера к игровому дизайнеру» или соревнований по прохождению Ведьмака 2 на скорость от AMD.
После мастер-классов кое-как просыпается геймдев.
— Наверно, вас стоит приглашать за неделю до форума, — шутит Светлана Круцких, узнав, что большая часть журналистов и пиарщиков только что проснулась. — Чтобы вы как следует отдохнули, а затем активно принимали участие в мероприятиях.
Рядом с ней вразвалочку сидит Виктор Зуев, один из «Адовой кухни» на Kanobu.ru. Он устало кивает в ответ.
Мимо нас пробегают игроки. Они уже второй день без компьютеров, без интернета, без постоянного «я на связи», но не сказать, что это кого-то из них огорчает. Сейчас на повестке дня вопрос, кто выиграет турнир в волейбол.
На этих ребят совершенно не применим классический образ-пугало геймера — прыщавые подростки с кока-колой, покрасневшими глазами и клавиатурой. Эти геймеры — те же здоровые, интересные, любящие жизнь, любящие бегать, кидать мяч, говорить почти на любую тему подростки (и не только они). И для того, чтобы убедиться в этом, достаточно просто их собрать в одном месте, дать возможность хорошо провести время вне виртуального пространства.
ЦЕНА ПОБЕДЫ
— Нам не хватает двух игроков.
Настя — смуглая и миниатюрная девушка. Ее голова обхвачена резинкой с датчиками, а в руках внушительная пушка, которая направлена прямо на меня. Вокруг лес, суетящиеся парни в военной форме и пафосная музыка, звучащая из колонок над головой.
За мной Дима Тэлэри, редактор игрового раздела на Livejournal.ru. Поскольку клан геймдев дисквалифицировали (за пьянство и разврат), мы жадно смотрим на то, как другие команды режутся в лазертаг. Предложение Насти для нас как глоток свежего воздуха.
Посидев в муравейниках, попрятавшись за кустами, стволами деревьев, повалявшись в грязи, мы узнаем, что Настя лидер клана Panzar, за которым мы, собственно, и играем. Хрупкую девочку в очках все клановцы, если не слушают, то уж точно прислушиваются к тому, что она говорит.
А еще она замечательный пример того, что способен сделать толковый менеджер с группой талантливых (они все талантливые, во всех командах) молодых людей. Ведь на следующий день именно ее клан получит первое место по итогам Gamer Live.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
— Бибер, ты мафия.
— Я не Бибер.
Шестнадцатилетний блондин больше похож на Дориана Грея, чем на икону американских школьниц. Сейчас он не мафия, хотя скоро почувствует вкус к тому, чтобы ей зваться, отводя внимание от других игроков.
Мы сидим в небольшом трехместном номере. Трехместным он зовется из-за трех диванов. На каждом по четыре игрока. Все к двум ночи немного устали, но игра продолжается.
Дима, тот, который специалист по танкам, очень красиво объясняет, почему меня надо мочить. Мой навык красноречия не столь развит, но мне все-таки удается перевести стрелки на Диму. Город убирает его. Правда, мне от этого не легче, ведь на следующем же ходу до меня добирается мафия.
Это вторая, последняя ночь Gamer Live. Никто не спешит расходиться, все болтают, спорят, критикуют ведущего, обсуждают последний Mortal Kombat, подкалывают друг друга. Все знают, что еще будет завтра, будет турнир по российскому ММО-долгострою Panzar, снова будут мастер-классы и, конечно, торжественное закрытие, но, несмотря на это в воздухе витает недосказанное «мало», «хотим еще».
Этому «мало» хочется вторить, но немного в ином ключе.
Сейчас ни у кого в индустрии не возникает вопроса, зачем нам нужна КРИ. Ведь ясно как божий день: для общения разработчиков между собой, для налаживания связей с издателями. Всем также, вроде бы, ясно, для чего создан «Игромир» — это огромная индустриальная рекламная площадка (с одной стороны, призванная привлечь внимание к российскому рынку западных издателей, с другой стороны, увеличить будущие продажи представленных на выставке проектов).
В этом контексте, Gamer Live занимает, на первый взгляд, совершенно иную, чуть ли не внеиндустриальную нишу: ограниченное количество геймеров развлекаются на природе. Но если посмотреть несколько глубже, то картина преображается. Gamer Live — сбор самых социально-активных игроков, если хотите, лиц отечественной играющей аудитории.
Понять, что собой представляет аудитория в целом, более того, влиять на нее, формировать ее мировоззрение возможно только наладив с ней диалог. Gamer Live, не смотря на «фан» формат — прекрасная для этого платформа, платформа для того, чтобы не только говорить, показывать, но и слышать, общаться с теми, для кого, собственно, и работают люди в игровой индустрии — для аудитории, для игроков.
А этого всегда было мало.
Фотографии предоставлены gamer.livejournal.com